Как связаны
«Цель» и «Внешняя среда»
Прежде чем изучить фактор «Цель», нужно разобраться в особенностях «Внешней среды», так как два этих фактора связаны напрямую.
ФАКТОР
40 МИН
Как связаны «Цель» и «Внешняя среда»
Внешняя среда
Это не просто условия, в которых существует команда. Это сотни ежедневных возможностей, вызовов и угроз. Обстоятельства сказываются на командной работе сильнее, чем кажется на первый взгляд: могут порушить все планы, а могут внезапно подсказать верное решение.

Но порой участники команды так увлекаются своими задачами и приоритетами, что попросту забывают о внешней среде. Даже лидер не всегда придает ей должное значение и может упустить момент.

Вот несколько примеров, когда угрозы внешней среды были недооценены:
В отраслевом бизнесе команда IT решала только те задачи, которые ставил им бизнес. Но IT – прогрессивная сфера, и тому, кто в ней находится, нельзя игнорировать лучшие практики (напротив – их необходимо изучать и внедрять уже сегодня, либо планировать на ближайший период). Однако эта IT-команда все время действовала реактивно, в итоге ее ситуация полностью перестала соответствовать задачам развития бизнеса. После проведения внешнего аудита вся команда IT была заменена, так как отставала в разработке и не внедряла современные инструменты.
01
Региональный бизнес, абсолютный лидер в городах до 400 000 жителей. Ценовой сегмент города для национальных и транснациональных игроков поначалу не был привлекательным. Поэтому бизнес чувствовал себя хорошо, не занимался развитием, не принимал во внимание национальные и отраслевые образцы. Но со временем конкуренция усилилась: большинство компаний национального и транснационального уровней из городов-миллионников двинулись в регионы, стали занимать города с населением от 50 до 400 тысяч жителей. Заходили они, конечно, совсем с другим ресурсом технологий. В итоге местные игроки, которые считали себя неуязвимыми, в большинстве своем обанкротились.
02
Одно из известных объединений Санкт-Петербурга долгое время было единственной прибыльной производственной структурой Северо-Запада. Объединение хорошо себя чувствовало, считало себя «самыми лучшими, самыми сильными». При этом, с точки зрения отраслевых стандартов и эффективности работы, их уровень уже явно не соответствовал актуальным требованиям. При анализе ситуации выяснилось, что регулятор «поспособствовал» покупке этого производственного объединения коммерческой группой компаний. Структура была выкуплена, изменилась ее корпоративная культура, изменилась система ценностей, связанная с результативностью и эффективностью – это привело к 40% смене руководящего состава.
03
Один из передовых банков успешнее других работал с предпринимателями, вводил современные IT-системы, но однажды получил предупреждение от Центробанка о нарушениях, связанных с валютными операциями. Управленческая команда обсудила ситуацию и пришла к выводу, что такие нарушения весьма распространены, встречаются даже у четырех ведущих банков, включая государственный. Решив таким образом, что это «общая практика», они проигнорировали предупреждения. Через 6 месяцев у банка забрали лицензию; банк попытался ее вернуть, апеллируя к аналогичным нарушениям во флагманских банках, однако никакого результата это не дало. Банк был на грани банкротства. В итоге он сумел справиться с трудностями благодаря очень сильной команде и хорошей репутации, но вынужден был сменить имя.
04
Чтобы внешние сложности не мешали, а наоборот, объединяли и развивали команду, помните: сейчас вы оказались «в одной лодке» – значит, нужно действовать сообща.
Как вы думаете, в каком процентном соотношении находятся возможности и угрозы во внешней среде?
ВОПРОС
Показать ответ
Иногда нам кажется, что угроз гораздо больше, чем возможностей, но это не так. Статистически это соотношение расценивается в среднем как 70 на 30.
ОТВЕТ
Чтобы команда начала формироваться в конкретных условиях внешней среды, важно:
знать особенности (то есть возможности и угрозы) внешней среды, которые в итоге помогут команде достичь цели;

понимать, ради чего и зачем собралась команда;

понимать, что произойдет, если команда не достигнет цели в ближайшее время.
01


02

03
Всегда обращайте внимание на изменения во внешней среде, изучайте ее, следите за трендами. Так вы сможете поддерживать команду в тонусе и своевременно реагировать на трудности, если они возникнут. К тому же, как уже говорилось, внешняя среда непосредственно влияет ещё на один важный фактор командной работы – цель.
01



02

03
01




02


03
Проверьте себя
Пройдите короткий тест и узнайте характеристики внешней среды.
Пройти тест
20 МИН
Внешняя среда
Пройти тест
Выберите один из двух вариантов. Что можно сказать о внешней среде?
Все верно. Мы живем в VUCA-мире – в изменчивой и непредсказуемой среде. Акроним VUCA расшифровывается как volatility, uncertainty, complexity, ambiguity – нестабильность, неопределённость, сложность и неоднозначность. Термин был придуман еще в 1990-х годах, но и сегодня актуален как никогда. Внешняя среда – неопределенная, но последовательная в своей необратимости сущность.
Увы, но это не так. Мы живем в VUCA-мире – в изменчивой и непредсказуемой среде. Акроним VUCA расшифровывается как volatility, uncertainty, complexity, ambiguity — нестабильность, неопределенность, сложность и неоднозначность. Термин был придуман еще в 1990-х годах, но и сегодня актуален как никогда. Внешняя среда – сущность неопределенная, но последовательная в своей необратимости.
Дальше
Узнать результат
С каким персонажем можно сравнить внешнюю среду?
Это действительно похоже на «альтер-эго» внешней среды. Ей все равно, будем ли мы командой или нет, станем ли сильнее – она безразлична к нашим переживаниям. При этом скорость изменения окружающей среды очень высока, поэтому зачастую мы воспринимаем ее естественные изменения как агрессивные.
К сожалению, «добрым тренером» внешнюю среду назвать никак нельзя. Внешней среде все равно, будем ли мы командой или нет, станем ли сильнее – она безразлична к нашим переживаниям. При этом скорость изменения окружающей среды очень высока, поэтому зачастую мы воспринимаем её естественные изменения как агрессивные.
Дальше
Узнать результат
Оцените, каких усилий требует взаимодействие со внешней средой:
Не стоит недооценивать такого серьезного «противника», как внешняя среда! Внешние изменения стремительны и необратимы, поэтому придется учитывать их и в стратегическом, и в тактическом планировании (а также в ежедневных выборах инструментов командного взаимодействия).
Просто осторожность тут не поможет. Изменения во внешней среде происходят очень быстро, поэтому нужно учитывать их и в стратегическом, и в тактическом планировании (а также в ежедневных выборах инструментов командного взаимодействия).
Все так: необратимые изменения во внешней среде происходят очень быстро, поэтому их приходится учитывать и в стратегическом, и в тактическом планировании (а также в ежедневных выборах инструментов командного взаимодействия).
Дальше
Узнать результат
Какие действия больше всего помогают в изучении внешней среды? Выберите два варианта.
Бинго! Действительно, для того чтобы найти лучшие решения для изменения траектории достижения результата, нужно регулярно мониторить тренды и действия конкурентов.
Просто ориентироваться недостаточно. Чтобы найти лучшие решения для изменения траектории достижения результата, нужно регулярно мониторить тренды и действия конкурентов. А ещё – информировать команду о сильных сторонах основного конкурента.
Этого мало. Для того чтобы найти лучшие решения для изменения траектории достижения результата, нужно регулярно мониторить тренды и действия конкурентов. А еще – информировать команду о сильных сторонах основного конкурента.
Вы абсолютно правы: чтобы найти лучшие решения для изменения траектории достижения результата, нужно регулярно мониторить тренды и действия конкурентов.
Дальше
Узнать результат
Отлично! Продолжаем!
Отлично! Продолжаем!
Отлично! Продолжаем!
Фактор «Цель»
На футбольном матче каждый спортсмен старается выложиться на 100%, чтобы одолеть противника и принести победу команде. Это простой пример того, как конкретная личная цель – бегать быстро, точно бить по мячу, – становится частью общей цели. Недаром говорят «один в поле не воин»: чтобы выиграть большое сражение, нужно, чтобы этого захотели все.
Как лучше планировать путь к цели, ориентируясь на текущие возможности, или на желаемый результат?
ВОПРОС
Показать ответ
Планировать удобнее, когда мы ориентируемся на желаемый результат, то есть четко представляем итоги своей деятельности. Чтобы облегчить эту задачу, стоит составить пошаговый план движения от финальной цели к началу работы.
ОТВЕТ
Это значит, что такая цель будет измеримой, конкретной и четко ориентированной по времени. Кроме того, ее нужно согласовать с личными целями членов команды, которым важно понимать: «Когда я достигну командной цели, это сработает и на мою личную цель». Само собой, в таком случае командная цель должна быть амбициозной, требующей приложения особых усилий от всех участников. Поэтому важно, чтобы она была доступной для общего понимания, то есть сформулирована простым и понятным языком.
В чем особенность командной цели? Во-первых, она всегда формируется для отдельной задачи.
Общая цель — всегда нечто большее, чем просто набор желанных цифр и фактов. Чтобы достичь ее, лидеру нужно придумать событие, которое объединит и вдохновит людей. Очень важно сперва провести индивидуальную работу со всеми членами группы и только потом запускать коллективные процессы: проверять командную цель на амбициозность и планировать конкретные действия.
Как правильно поставить командную цель?
Воронеж, завод КБХА (Роскосмос)
Командная цель была сформулирована как «создать лучший в мире / единственный центр подготовки проектировщиков ракетных двигателей». Возможность сделать нечто лучшее в мире воодушевило команду и усилило скорость решения операционных задач. В том же году выпустили рекордное количество двигателей за всю историю завода (было 18 — стало 30), внедрили проектный офис, создали школу проектировщиков и получили множество заказов на следующий год, что также стало значимым событием в истории завода.
Апатиты, завод АЭМС (Росатом)
Завод находился в сложной ситуации предбанкротства. Тогда команда дополнила цель следующей формулировкой: «Увеличить среднюю зарплату завода за год в 2 раза за счет повышения производительности». Это не только вызвало воодушевление, но и помогло исправить ситуацию. Применение инструментов бережливого производства сработало на общую цель, появился запрос на обучение, а также на получение новых инструментов работы с процессами и процедурами.
Примеры вовлекающих целей, которые действительно работают
MrDoors
Коммерческая служба включила в общую цель необходимость «за 1 календарный год стать национальным брендом России по объективным оценкам внешних аналитиков». Такого высокого запроса в компании еще никогда не было! Он позволил и развивать потенциал сотрудников коммерческой службы, и двигаться к цели. В итоге цель была достигнута; все члены «прорывной» команды считают этот факт одним из важных событий в своей профессиональной жизни, а команду считают самой сильной в своем опыте.
Пройти тест
20 МИН
Проверьте себя
Проверьте себя! Какие еще критерии важны для хорошей цели?
Критерии цели
Начать тест
Какие еще из критериев принципиально важны для цели?
Дальше
Проверить
Узнать результат
Поэтому прежде чем перейти к постановке цели, тщательно оцените все внешние условия. Тогда станет понятно, где ваша команда рискует, а где выигрывает, и неопределенностей, на которые так щедр современный VUCA-мир, станет немного меньше.
Фактор «Цель» напрямую зависит от фактора «Внешняя среда», так как непредсказуемые внешние обстоятельства всегда очень сильно сказываются на командной работе.
ИНСТРУМЕНТЫ
Пройти тест
Тренируем команду
Это командная оценка возможностей и угроз, связанных с достижением цели на спринт. Инструмент позволит понять, готова ли команда двигаться к цели или только декларирует такое намерение. Если цель для команды — лишь декларация, если она кажется слишком простой, то инструмент скорректирует такое восприятие, а также поможет лучше изучить будущие угрозы и возможности.
01
Инструмент состоит из двух этапов: при помощи короткого опроса участники измерят свое отношение к цели на спринт, а затем обсудят результаты в команде. Благодаря обмену идеями и вариантами видения цель будет восприниматься менее формально и более позитивно.
02
Инструмент дает возможность измерить, а затем скорректировать восприятие новизны и яркости цели на спринт, чтобы она стала восприниматься командой как событие. Сначала команда отражает свое восприятие на трех шкалах (яркость, событийность, новизна), после чего разнообразие мнений выносится на всеобщее обсуждение. Благодаря тому, что в команде обсуждаются различные примеры и варианты, происходит корректировка общего среднего восприятия цели, что повышает желание действовать.
03
Поздравляем, теперь вы готовы заняться развитием команды по фактору Цель! Ваша задача – выбрать один из инструментов и до конца недели применить его в команде. Некоторые из инструментов требуют онлайн или очной встречи, другие можно проходить асинхронно. Главное, чтобы к концу недели вы могли подвести итог и рассказать о результатах его применения в анкете. Ваша команда также получит анкету, в которой оценит вашу работу по применению инструмента и его пользу.